Как сделать PEST-анализ?

Одним из популярных в последнее время методов исследования среды функционирования предпринимательства является PEST-анализ.

Основная цель исследования заключается в том, чтобы сформировать какое-либо представление о рынке и на основе этого принимать решение об инвестициях в ту или иную экономику. Для этого дается оценка нескольким факторам, которые, как принято считать, влияют на конъюнктуру рынка.

Как правило, выделяют 4 фактора: политический, экономический, социальный и технологический. Поэтому данный анализ носит название "PEST" как аббревиатура собранная из первых буква аналогичных слов английского языка. Иногда к основным факторам прибавляют еще два: экологический и правовой. Тогда название становится "PESTEL".

Исследование названных факторов предпринимателями, как правило, носит относительно поверхностный характер. Это вызвано тем, что каждый названный фактор является довольно большим и сложным массивом информации для осмысления его как нечто целого. Охватить целиком тот или иной фактор является необходимостью, чтобы сделать более-менее конкретный вывод.

Поэтому основной рекомендацией выполнения данного исследования является формирование специальной группы людей или сотрудников (исследователей), которые будут рассматривать указанные факторы со всех возможных сторон. Этот способ рекомендуется при дефиците времени и недостатке финансовых ресурсов. Другой путь осуществления исследования является - обращение к специалистам имеющим необходимые знания и опыт в проведении подобных видов работ.

Какие есть преимущества у PEST-анализа?

Основным преимуществом у PEST-анализа можно было бы назвать скорость выполнения. Буквально по каждому фактору можно за несколько минут сформировать мнение. Этот способ можно было бы назвать достаточно эффективным способом принятия решений, но не в экономике, не в вопросах инвестиций. Поэтому подобные быстрые и дешевые выводы обходятся предпринимательству достаточно дорого - банкротством.

Даже если у предпринимателя было бы достаточно времени, и он мог бы исследовать каждый фактор, но, как правило, получить правильные выводы для него - непосильная задача. В основе ошибок лежит узкий (односторонний) взгляд на вещи из-за разделения труда. Лишь крупные компании имеют возможность использовать высококвалифицированных специалистов при принятии серьезных решений, хотя и такие компании тоже исчезают. Практика тому доказательство.

Поэтому выделить какое-либо преимущество у данного анализа трудно, единственно когда его можно было бы применить - при отсутствии времени.

Недостатки PEST-анализа?

Основным недостатком PEST-анализа является субъективный идеализм, называемое мнением, тогда как должны использоваться знания.

Этот недостаток проявляется в том, что в экономике стремятся получить более-менее гарантированный результат или достигнуть определенную цель, а действуют основываясь на предположениях и допущениях, иначе говоря - "используя приблизительные данные надеются получить точный результат".

Поэтому основным недостатком PEST-анализа является видимость разумной деятельности.